ГИМНАЗИЯ №1516 города МОСКВЫ

SHAPKA
 
 

Профильное образование

Предпрофильная и профильная подготовка в Гимназии № 1516


Гимназия призвана дать наиболее широкое, всестороннее образование, обеспечивающее устойчивые знания и возможность их постоянного расширения, высокую культуру мышления и поведения, патриотизм и гражданственность.

Гимназия готовит учащихся к поступлению в ведущие Вузы, реализуя, таким образом, социальный заказ на воспитание высокообразованных молодых людей. С 1989 года Гимназия сотрудничает с МГТУ имени Н.Э. Баумана, являясь базовой школой этого ВУЗа. С 2010 года Гимназия сотрудничает с РНИМУ им. Н.И.Пирогова, преподаватели которого проводят дополнительные занятия для старшеклассников на базе Гимназии.

В 2015 году Гимназия стала партнером НИУ ВШЭ, в связи с чем на базе Гимназии будут открыты классы распределенного Лицея НИУ ВШЭ.

С 1 сентября 2015 года Гимназия вступает в проект I Медицинского университета и Департамента образования города Москвы «Медицинский класс в Московской школе».

В стенах Гимназии на протяжении ряда лет удачно сочетаются профили разных направлений: гуманитарного, естественнонаучного, физико-математического, экономического.

В Гимназии создана система предпрофильной (9 класс) и профильной(10-11 классы) подготовки учащихся.


9 класс. Предпрофильная подготовка.


Предпрофильная подготовка начинается в Гимназии в 9 классе, обучающиеся могут выбрать, согласно своим предпочтениям и способностям, обучение в

  • Физико-математическом
  • Гуманитарном
  • Естественнонаучном
  • Экономическом – профилях.
Этап предпрофильной подготовки чрезвычайно важен, так как дает возможность обучающимся убедиться в правильности или ошибочности выбранного направления и при необходимости сменить его.

Особая роль в этот период отводится психолого-педагогическому сопровождению обучающихся и реализуемой в Гимназии программе «От профильности к профессии», в рамках которой девятиклассники знакомятся с выбранными профессиями и специальностями, посещая заводы, предприятия и образовательные организации среднего профессионального образования.

Распределение учебной нагрузки согласно Учебному плану Гимназии в 9 классах происходит следующим образом:

  • Русский язык – 2 часа
  • ИЯ 1 – 4 часа
Физико-математический профиль:

  • Алгебра – 5 часов
  • Геометрия – 3 часа
  • Информатика – 2 часа
  • Физика – 3 часа
Гуманитарный профиль:

  • Литература – 4 часа
  • История – 3 часа
  • Обществознание – 2 часа
  • МХК – 1 час
Естественнонаучный профиль:

  • Химия – 3 часа
  • Биология – 3 часа
  • Физика – 3 часа
Экономический профиль:

  • Алгебра – 4 часа
  • Экономика – 1 час
  • Обществознание – 2 часа

Комплектование профильных классов и подгрупп формируется ежегодно согласно социальному заказу учащихся и их родителей (законных представителей).


10 – 11 класс. Профильная подготовка.


Особенностью профильной подготовки в старшей школе является не только углубленное изучение профильных дисциплин, но и ориентация обучающихся на выбранные согласно профилю ВУЗы:

  • Физико-математический профиль – МГТУ имени Н.Э.Баумана
  • Гуманитарный профиль - МГПУ
  • Естественнонаучном профиль - РНИМУ им. Н.И.Пирогова и I Медицинский университет
  • Экономический профиль – НИУ ВШЭ.

Обучающиеся Гимназии имеют возможность дополнительных занятий с преподавателями высших учебных заведений как в стенах Гимназии, так и на базе ВУЗов, проходя ежегодную практику на кафедрах и в лабораториях, работая совместно с преподавателями высшей школы над исследовательскими проектами.

Распределение учебной нагрузки согласно Учебному плану Гимназии в 10 – 11 классах происходит следующим образом:

  • Русский язык – 2 часа
  • ИЯ1 – 4 часа
Физико-математический профиль:

  • Алгебра – 5 часов
  • Геометрия – 3 часа
  • Информатика – 2 часа
  • Физика – 5 часа
Гуманитарный профиль:

  • Литература – 5 часа
  • История – 4 часа
  • Обществознание – 3 часа
  • МХК – 1 час
Естественнонаучный профиль:

  • Химия – 4 часа
  • Биология – 4 часа
  • Физика – 3 часа
Экономический профиль:

  • Информатика – 1,5 часа
  • Право – 1 час
  • Экономика – 3 часа
  • Обществознание – 3 часа

Профессиональная ориентация

Работа психологической службы гимназии
в системе профильного обучения


Одна из задач психологической службы – это деятельность по определению индивидуальных особенностей каждого учащегося и разработке рекомендаций для педагогов и родителей о том, как эти «особенности» должны помогать, а не мешать в деле обучения, воспитания и развития личности.

Первая реальная жизненно важная проблема, с которой сталкиваются ученики средних классов, - проблема выбора будущей профессии. Значение выбора будущей профессии школьники начинают осознавать уже при переходе из среднего звена в старшее. К 15-18 годам индивидуально-личностные особенности приобретают достаточную определенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании жизненного пути. В гимназии реализуется профильное обучение, которое охватывает именно этот возраст.

Профильное обучение позволяет старшеклассникам выбирать какие предметы они хотели бы изучать более углубленно для поступления в выбранные ими ВУЗы.

Задача психолога помочь учащимся сделать правильный выбор профильного обучения.

На этот выбор влияют: индивидуально-личностные особенности подростков (интересы, склонности, способности), достигнутые ими успехи в учении, проектируемая профессия (на основе ожиданий родителей, социальных изменений, происходящих в обществе). Нередко на выбор профильного обучения влияют мнения сверстников, ближайшего окружения, авторитет учителя, случается, что собственные интересы противоречат мнению родителей и окружающих, что может вызвать тревожность, эмоциональную напряженность и даже конфликтную ситуацию. Психологическая служба гимназии ставит целью выявить истинную мотивацию выбора профиля, помочь в данном выборе, при необходимости скорректировать, снизить эмоциональную напряженность и конфликтность.

Психологическая служба осуществляет сопровождение выбора профильного направления, в рамках которого осуществляется предпрофильная подготовка, включающая в себя:

  1. Диагностику:
    • Исследование общих и специальных способностей учащихся (методики Р.Амтхауэра и Школьный тест Умственного развития). Данная диагностика позволяет не только выявить уровень умственных способностей, но и определить преобладание математических, гуманитарных или естественных способностей.
    • Исследование интересов и склонностей учащихся, мы используем как давно известные методики, например, Голомштока «Карта Интересов», «Активизирующий профориентационный опросник» Пряжникова, так и модифицированные: методика, разработанная на основе опросника Пряжникова и включающая в себя несколько компонентов (интерес, умение и желание заниматься определенным видом деятельности).
    • Диагностика стиля и типа мышления.
  2. Профориентационные тренинги, включающие в себя как игровые, так и лекционные занятия. Программа тренинга разработана психологами гимназии.
  3. Индивидуальные консультации, связанные с выбором профессии и учебной профилизацией, профориентационные игры.

Одной из основных задач психологической службы является поддержка учащихся в их выборе профильного класса или помощь в изменении принятого ранее решения (в отдельных случаях гимназия предоставляет возможность учащимся изменить выбранный профиль класса).

Работа психологической службы происходит в тесном сотрудничестве со всеми службами гимназии (воспитательной, социальной) и вносит вклад в постановку и выполнение педагогических задач по формированию гармонично развитой и цельной личности.

Руководитель психологической службы гимназии Беляева В. В.








Самореализация обучающихся гимназии через профильное инженерно-техническое обучение


Системный подход к организации профильного образования с использованием исследовательских технологий





Некоторые формы профориентации:
  • работа с учебными материалами вне учебных занятий – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;
  • работа в метапредметной или надпредметной области –научно- исследовательские работы и проект, занятия в клубных пространствах, производственные практики;
Организационно-функциональная структура предпрофильного и профильного обучения

Профессиональнная проба –
завершенный цикл познавательной деятельности учащихся, выполненный в условиях максимально приближенных к реальным; а также средство развития у них интереса и способностей к конкретной профессиональной деятельности, проверки осознанности и обоснованности выбора профессии (т.е. соответствует ли характер деятельности предпочтениям, способностям, знаниям и умениям учащегося).

Алгоритм реализации профессиональных проб
  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда;
  • развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
  • предоставить возможность учащимся попробовать себя в различных социальных ролях в детско-взрослом коллективе.
Путь ученика
  1. Выбери профессиональную пробу.
  2. Узнай о выбранной профессии как можно больше.
  3. Примени на практике полученные знания.
  4. Получи зачет по профессиональной пробе.
  5. Подготовься к презентации своей пробы.
  6. Получи свидетельство профессионала.
Путь учителя
  1. Составьте перечень профессиональных проб, которые Вы можете предложить учащимся.
  2. Создайте рекламу предложенной профессиональной пробы.
  3. Примите участие в ярмарке профессиональных проб.
  4. Составьте списки учащихся и сформируйте группы для прохождения профессиональных проб.
  5. Составьте рабочую программу по реализации профессиональных проб.
  6. Организуйте работу по реализации профессиональных проб.
  7. Продумайте систему оценки профессиональных проб.
  8. Окажите помощь учащимся при подготовке к презентации профессиональной пробы (смотры-конкурсы).
Путь классного руководителя
  1. Проведите классный час «Главные дела года».
  2. Организуйте участие учащихся в ярмарке профессиональных проб.
  3. Заполните бланк учета выбранных профессий учащимися Вашего класса.
  4. Проведите анкетирование учащихся о прохождении профессиональных проб на классных часах (ноябрь).
  5. При необходимости окажите помощь учащимся в подготовке к презентации профессиональных проб.
  6. Организуйте участие учащихся в итоговой конференции «Моя профессиональная проба».
Путь руководителя кафедры
  1. Составьте перечень профессиональных проб по кафедре.
  2. Примите участие в ярмарке профессиональных проб.
  3. Скорректируйте списки учащихся, выбравших профессиональные пробы на Вашей кафедре.
  4. Сформируйте банк рабочих программ по реализации профессиональных проб.
  5. Подготовьте справку о реализации профессиональных проб на Вашей кафедре (декабрь).
  6. Примите участие в подготовке и проведении в исследовательской конференции.